Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий:Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
РП ВД Функциональная грамотность
Элементы финансовой грамотности включены в образовательные программы на всех уровнях образования.
Учителя Попова М.С., Люсова Е.В., Порубай Н.А., Иванова О.С. в 2024 году прошли повышение квалификации в РАНХиГС по вопросам формирования финансовой культуры у учащихся начальной школы.
Учителя Хохлова С.А. и Артюхова И.В. прошли повышение квалификации в РАНХиГС по вопросам формирования финансовой культуры у учащихся на уроках математики и обществознания в 2023 году.
В рамках комплекса мероприятий по функциональной грамотности предусмотрено выполнение обучающимися 8 и 9 классов общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации трех диагностических работ по функциональной грамотности (https://fg.resh.edu.ru/) в соответствии с графиком проведения диагностических работ в 2024-2025 учебном году.
В 2022-2023 учебном году в учебном плане в части, формируемой участниками образовательных отношении, в 5 классе был выделен 1 час на учебный курс «Финансовая грамотность» (учитель Артюхова И.В.) с целью удовлетворения познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; воспитания интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.10.2023 г. № 03-1665 «О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности» и письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.10.2023 г. № 03-1706 «О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности»
В рамках комплекса мероприятий по функциональной грамотности предусмотрено выполнение обучающимися 8 и 9 классов общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации трех диагностических работ по функциональной грамотности (https://fg.resh.edu.ru/) в соответствии с графиком проведения диагностических работ в 2023-2024 учебном году.
ОНЛАЙН-УРОКИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ — проект Банка России для учащихся средних и общих образовательных организаций. Проект помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
Весенняя сессия 2025:
Осення сессия 2024:
Весенняя сессия 2024г. https://dni-fg.ru