Гражданско-правовая культура и поведение учащихся
Профилактика экстремизма
Региональная горячая линия психологической поддержки родителей Омской области:
Для оказания психологической поддержки родителей родителей Омской области с 24 апреля 2020 года начала работать региональная Горячая линия 8-3812-77-77-79
Квалифицированную помощь оказывают психологи БУ «ГЦППМСП» г. Омска в рамках проекта «Единая служба поддержки семей, имеющих детей»
Что такое служба медиации в школе?
Школьная служба медиации (примирения) – утвержденная приказом директора образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации под руководством взрослого куратора осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации и восстановительных технологий.
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательной организации
Положение о службе СППС-помощи
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Положение о Совете по профилактике безнадзорности, правонарушений, преступности и экстремизма
Положение о школьной службе медиации
Гражданско-правовая культура и поведение учащихся
Задачей гражданско-правового воспитания в школе является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим:
— самоопределение личности;
— уважение прав и свобод;
— уважение человеческого достоинства;
— уважение к институтам гражданского общества;
— уважение к нормам и правилам современной демократии;
— справедливость;
— равенство человека перед законом;
— общественное благо;
— уважение к национальным традициям;
— ценность политического многообразия;
— патриотизм;
— готовность к разумному компромиссу;
— толерантность;
— правдивость.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Работу по формирования правовых знаний школа проводит как на уроках, так и во внеурочной деятельности, через работу детских объединений.
Приоритетные виды деятельности
- Изучение курсов — окружающий мир, обществознание, экономика и право.
- Участие в олимпиадах по обществознанию, праву, олимпиаде «Кодекс знаний» (Омской академии МВД).
- Организация и проведение классных часов, общешкольных мероприятий.
- Работа с детьми и семьями группы риска.
- Участие в межведомственных профилактических операциях.
Содержание правового просвещения несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции Российской Федерации. Учащиеся должны знать законодательные акты, которые им адресованы: Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Декларация прав человека», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) и другие.
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Профилактика экстремизма
Экстремизм – это сложное социально-политическое и криминальное явление, представляющее собой угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» закреплены основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.
Основные задачи профилактики экстремизма:
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.
Комплексный план по противодействию идеологии терроризма в РФ
Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях
Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:
1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся;
2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.
Для решения указанных задач представляется целесообразным:
І. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в том числе:
* проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении
к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;
* осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);
* проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы
из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций социологов, специалистов - психологов;
* обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).
2. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в том числе:
* организовывать тематические классные часы (например, «Мировое сообщество и терроризм», «Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» и т.п.);
* организовывать лекции по антитеррористической тематике (например, «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность
и противодействие им»), с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно – с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности);
* проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;
* привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флэшмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);
* проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).
З. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в том числе:
- развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;
* привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);
* организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;
* участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями
в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.
План мероприятий по профилактике экстремизма в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 47 с углубленным изучением отдельных предметов»
Правовые основания:
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. ФЗ от 29.04.2008 № 54-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями);
ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. ФЗ от 27.07.2006 № 153-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями) и др.